«В часовне две печки – одна в алтаре и другая в самой часовне…» – с настоящим благоговением пополняем новые подробности о нашей часовне. Той самой, что была построена на Норильских озёрах в 1862 году. Этим летом можно было торжественно отпраздновать её 160-летие…
Надеюсь, юбилеи ещё предстоят. А пока черпаем новые данные из старинных архивных документов – начался ещё один этап работы по проекту «Читаем Таймыр», поддержанному Фондом президентских грантов: в Государственном архиве Красноярского края и архиве Управления Федеральной службы безопасности по Красноярскому краю.
Удивляемся прочитанному. Вот из документов 1905 года – из рапорта дьякона Григория Кайдалова описание избушка рядом с часовней, в которой зимой проживает «приказчик крестьянина Хвостова», он же сторож тунгус Николай Войлошников: «…стены сложены из паперти от старой церкви…» А далее описание норильской часовни, в которую тот запустил дьякона: «…часовня новая из лиственничного леса…». Следом упоминается «заведовавший постройкой» Кирилл Петров Степанов, с которым пообщался дьякон Кайдалов… Странно… Прошло более полвека с того момента, как часовня встала на Норильских озёрах – вот документ, датированный 7 декабря 1863 года: «выстроена вновь деревянная часовня…» И она до сих пор выглядит как новая? И можно спокойно пообщаться с её прорабом?
Или речь идёт о втором рождении норильской часовни? И строительство её относится к более позднему периоду? А от старой часовни паперть пошла на стены для избушки Войлошникова? Ещё разбираться и разбираться…
Фото: Лариса Стрючкова